Речевое развитие ребёнка – важнейшее направление в его образовании. Причём осуществлять его необходимо совместными усилиями специалистов и родителей. Это особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Предлагаем поиграть с детьми в игры на словообразование и словоизменение.
Сосчитай до десяти и обратно
Один трудолюбивый земледелец, два трудолюбивых земледельца, три трудолюбивых земледельца, …десят ьтрудолюбивых земледельцев.
Обратно: десять трудолюбивых земледельцев, девять трудолюбивых земледельцев…
Аналогично со словосочетаниями: острый плуг, огромный комбайн.
Скажи наоборот
Ленивый-трудолюбивый
Огромное-маленькое
Засеянное-необработанное
Острая-тупая
Спелая-зелёная
Уставший-отдохнувший
Довольный-огорчённый
Сухой-мокрый.
Скажи Какой? Какая? Какое?
Огород (какой?) – большой, маленький, вспаханный, засеянный, прополотый, заросший.
Поле (какое?) – бескрайнее, пшеничное, ржаное, картофельное, плодородное, кукурузное.
Земледелец (какой?) – трудолюбивый, добросовестный, простодушный, самостоятельный, правильный.
Почва (какая?) – плодородная, вспаханная, нетронутая, чернозёмная, обработанная.
Я, ты, мы, вы, они
(Составь предложение)
Я копаю огород. Ты копаешь огород. Мы копаем огород. Вы копаете огород. Они копают огород.
Аналогично со словосочетаниями: пашу землю, работаю механизатором.
Пашет землю – землепашец
Выращивает хлеб – хлебороб
Владеет землёй – землевладелец
Режет овощи – овощерезка
Сушит зерно – зерносушилка
Свежая пашня – свежевспаханная
Добрый душой-добродушный
Любит труд — трудолюбивый
Источник: Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: в 5 тетрадях. Тетрадь 4.