Логопед: Жучёва. Н.В
Речевой материал из пособия :Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.— ТОО «Издательство “Библиополис”». СПб., 1994. 208 с.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА 3 В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ОБРАЗЕЦ: з— а, з—о, з—у, з — ы.
за—зо—зу—зы зы—зу—зо—за
зо—зу—за—зы за—зы—зо—зу
зу—за—зы—зо зо—за—зы—зу
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: з – ал, з – о-лото, ве-з – у.
за
Зал, заяц, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать.
зо
Зоб, зов, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт.
зу, зы
Зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.
2. Без ударения на слоге.
ОБРАЗЕЦ: Ли-з – а, пу-з – ы-рек .
за
База, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза.
зу
Вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило.
зы
Вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.
3. Слова со стечением согласных.
ОБРАЗЕЦ: з –нать.
Звать, знать,
значок, знамя, звонок,
злой, звук, здоровье, взор,
взрослый.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
ОБРАЗЕЦ: У З – ои ваз – а. З – аболели з – убы.
Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя заболела. Ударили морозы. На заводе загудел гудок. Зотов повёл Трезора в дозор. Зайцы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. В школе зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе стоит коза, хмурит серые глаза.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА 3 В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ОБРАЗЕЦ: а – з – -ма, о – з – -ма, у – з – -ма.
азма—язма—озма ёзма—ызма—изма язма—ёзма—езма |
узма—ызма—азма
озма—ёзма—юзма
изма—езма—язма
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: а – з – -бука, по – з –-дно.
Разный, азбука, гораздо, поздно, ноздри, воздух, возраст, грозный, обозный, морозный, колхозный, совхозный, грузный, брызги, язва, грязный, гнёзда
2. Без ударения на слоге.
ОБРАЗЕЦ: у – з – — да, ра – з – — бери.
Казна, глазной, назвать, размах, размер, разрыв, разбери, опоздать, борозда, допоздна, узда, узлы, узнать, изба, избушка, избрать, белизна, крутизна, езда, поезда, резной, гнездо, безлюдный, безрогий.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
образец: Около и—з—бы липа.
Мой брат — кузнец. Грибы полезны. В гнёздах дрозды. Я поздно узнал об этом. В избушке разбили окно. В поезде везут заказные письма. На возах везут арбузы. В роще гнёзда птиц. Зоя мыла грязную посуду и набрызгала на пол.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Поезд не опаздывает
Ваня был на вокзале. Он ждал приезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу. Лиза была больна.
Они ехали в поезде. Ване казалось, что они опаздывают. У разных людей Ваня узнавал: не замело ли дорогу, не опоздает ли поезд. Но вот объявили о прибытии поезда. Из зала на перрон выходили люди. Вот издали загудел поезд. Затем он показался из-за поворота. Поезд подходил к вокзалу. Заскрипели тормоза. Ваня побежал к поезду. А вот и мама. Около неё Лиза. Они рады.