Логопед: Волкова А.С
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Многие родители знают, что у детей необходимо развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, что является мелкой моторикой, какие особенности она имеет и как правильно ее развивать?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват предмета) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны между собой. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. При стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Существует много игр, методов и приёмов для тренировки пальчиков детей. Предлагаем серию игр на развитие мелкой моторики, которые можно применять в домашних условиях
Катание шариков
Ребенок катает маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите ребенку: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
Сортировка мелких предметов
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала ребенок сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальцами), либо способом «пинцетного захвата» (двумя пальцами – большим и указательным). При этом остальные пальцы должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.
Игры с макаронами
Нанизываем макароны на шнурок, можно его связать, сделав подобие бус для куклы или браслета для мамы.
Разминание пластилина
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
Пересыпание
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
Игры с бумагой
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полоски. Эти полоски можно сложить в коробочку и сделать «дождик», высыпая их из коробки.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал ребенок. Нарисуйте картину на листе бумаги. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).
Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят ребенка за помощь.
Конструкторы
Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей).
Перелистывание страницы книги по одной
Это упражнение доступно ребенку уже с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
Покажите ребенку книгу. И на какую-либо страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страницы.
Развязывание и завязывание узелков, бантиков, плетение косичек, расстегивание и застегивание липучек, пуговиц, кнопок, крючков, молний, съем и одевание шапки, стягивание носков.
На одежде ребенка должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки. А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже в раннем возрасте ребенок может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.
Наматывание
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку.
Катание карандаша между ладонями
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите ребенку, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
Также для развития мелкой моторики вы можете предложить ребенку:
- Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
- «Танцевать» пальцами и хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Использовать различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
- Организовать игры с пластилином, тестом.
- Попробовать технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
- Использовать цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
- Включить в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.)
- Лущить горох и чистить арахис.
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Складывать матрешку, играть с различными вкладышами.
- Резать ножницами.
Занимаясь с ребенком, скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.